Для обеспечения стабильных налоговых поступлений в государственный бюджет фискальная политика, направленная на повышение ставок акцизного налога на табачные изделия, должна учитывать экономические реалии в стране – темпы прироста реальных доходов населения и ценовой доступности табачных изделий, налоговую нагрузку на разные категории табачных изделий, а также наличия эффективных механизмов для контроля нелегального оборота табачных изделий.
Одной из целей акцизной политики является также уменьшение доступности табачных изделий за счет роста цены и, как следствие, сокращения потребления табака. Такая цель может быть достигнута, если рост цен на табачные изделия выше нежели рост реальных доходов населения, а также если у курильщиков нет альтернативных способов удешевить потребление – за счет перехода на на более доступную категорию табачных изделий или на нелегальную продукцию.
За последние годы в Молдове ставки акциза и, как следствие, цены на табачную продукцию росли быстрее темпов инфляции и увеличения реальных доходов населения. Так, в 2021 году ценовая доступность сигарет для потребителя в Молдове составляет 25% среднего дохода. Для сравнения, в развитых странах этот показатель составляет 15%. При этом, в Молдове наблюдается эффект замещения – переток курильщиков в низкий ценовой сегмент, представленный сигариллами и сигаретами с фильтром ниже себестоимости. Значительная акцизная нагрузка на легальных производителей и потребителей создает экономическую возможность для недобросовестных экономических агентов, что уменьшает эффективность налогового регулирования рынка табачных изделий и искажает рыночные условия.В рамках фискальной политики на 2022 год правительство предложило увеличить ставки акциза на сигареты с фильтром и без фильтра на 15%, ввести минимальную эффективную ставку на сигариллы – на уровне с сигаретами, а также ввести акциз на электронные сигареты. С целью более комплексной оценки данной инициативы в исследованиие проведен SWOT-анализ повышения ставок акцизного налога на табачные изделия в Молдове.
Также в региональном контексте в исследовании произведен анализ опыта Украины в фискальной политике табачных изделий.
Стоит отметить, что в Молдове присутствует сбалансированная структура акцизов для сигарет с фильтром и без фильтра с минимальной эффективной ставкой, которая обеспечивает выполнение существенной части задания по сбору акциза. Предложенное увеличение минимальной эффективной ставки акциза на сигареты с фильтром и без фильтра на 15%, что в два раза выше темпов инфляции, соответствует задачам охраны здоровья населения.
Предложенное введение минимальной эффективной ставки акциза на сигариллы на уровне сигарет с фильтром и без фильтра, а также акциза на электронные сигареты устраняет налоговые льготы для данных продуктов, что должно обеспечить дополнительные сборы в государственный бюджет и устранить некоторые структурные деформации рынка.
В дополнение к этому правительству Молдовы целесообразно обратить внимание на риски, связанные с занижением цен производителями сигарет с целью повышения своей конкурентоспособности на рынке табачных изделий. Для устранения данной структурной деформации рынка целесообразно использовать механизм минимальной розничной цены на сигареты и сигариллы, по крайней мере, на определенный переходный период. Данная мера способствует получению НДС и налога на прибыль в полной мере, а также соответствует задачам охраны здоровья населения, поскольку обеспечивает рост розничных цен на табачные изделия – за последние два года в Молдове не смотря на ежегодный рост акциза цены на продукцию низкого ценового сегмента не меняются.
Также в процессе дальнейшего увеличения ставок акциза правительству Молдовы стоит принять во внимание такие риски как возможность замещения табачной продукции с высоким уровнем акцизного налогообложения на более дешевые альтернативы – например, самокрутки, которые возможно не соответствуют государственным стандартам; появление новых форм продаж нелегальной продукции, в том числе с использованием средств электронной коммерции; незаконный оборот табачной продукции, обусловленный разными подходами к акцизному налогообложению в отдельных юрисдикциях, в частности в приднестровском регионе.
Умеренный показатель теневого рынка табачной продукции в Молдове современных условиях не должен вселять властям спокойствие. Ведь опыт стран Балканского региона, Балтии и Украины свидетельствует о рисках резкого увеличения нелегальной продукции на рынке при диспропорциональном повышении ставок акциза по сравнению с ростом доходов населения. При подобном повышении ставок акциза, то есть – «акцизного шока», потребители зачастую делают выбор в пользу нелегальной продукции, которая гораздо дешевле. Помимо развития институциональной среды в сфере борьбы и противодействия нелегальному производству и обороту табачной продукции важно устранить фундаментальные причины возникновение этого рынка, которые носят не только экономический характер.
В региональном контексте необходимо обратить внимание на опыт Украины в повышении ставок акцизного сбора на табачные продукты. Стоит сразу отметить, что опыт Украины не является образцом для подражания по многим причинам. Одна из главных заключается в том, что налоговая система Украины per se имеет серьезные структурные диспропорции, которые порождают такие негативные явления как уклонение от уплаты налогов, большой теневой сектор экономики и пр. Государственная налоговая политика в Украине, суть которой заключается в том, что «за все заплатит средснестатистический и добросовестный плательщик» не может быть примером для подражания и основанием для долгосрочного стабильного инклюзивного экономического роста в любой стране.